«Автобус» снова в пути! Интервью с Игорем Воеводским — о журнале, культуре, туризме

Источник: rtournews.ru

Отличная новость в дружном коллективе Российского союза туриндустрии на Северо-Западе: Петербургский Детский Исторический Журнал «АВТОБУС», издателем которого выступает культурный центр «Эклектика», получил грант Комитета по печати Санкт-Петербурга. Благодаря этой помощи уникальный проект краеведа, гуру невского туризма Игоря Воеводского получит продолжение. Журнал не выпускался с 2019 года, и тем сильнее ожидание очередного номера «Автобуса». Не стерпев, мы попросили Игоря Эммануиловича поделиться творческими планами, а заодно и мнением по ситуации на туристическом рынке.

Здравствуйте, Игорь. Поздравляем с получением гранта для выпуска «Автобуса». Расскажите в двух словах о журнале, его прошлом, настоящем и, конечно, будущем.

— Журнал я начал издавать 27 лет назад.

В 1995 году, когда вышел 1-й номер, не было интернета и гаджетов. Не было даже детской периодики. У детей был информационный голод.

Сегодня информация валится на подростков из телефонов и компьютеров, их преследует реклама…

«АВТОБУС» — журнал для пытливых подростков, ищущих настоящее чтение и серьёзную информацию. Таких часто считают белыми воронами. Но такие подростки есть, и им журнал нужен. Еще журнал, с удовольствием читают вместе с детьми «продвинутые родители». Тогда он понятен и интересен даже первоклашкам.

«АВТОБУС» любят музейщики города и учителя. А экскурсоводы используют его как источник уникальной и проверенной информации.

Мне давали интервью петербургские архитекторы и музыканты, давали интервью Г.П. Вишневская, М.Б. Пиотровский, А.А. Гусев, В.В. Знаменов, Е.Я. Кальницкая, Тонино Гуэрра, Бени Андерссон, Михаил Шемякин, Сергей Стадлер…

«Автобус» не выходил с 2019 года. Кажется, что с того времени мы пережили целую эпоху. Отразились ли на Вашем творческом восприятии события последних лет? Каково это возвращать к жизни такой глубокий, многогранный проект, пережив столько потрясений?

— Пандемия кардинально изменила жизнь человечества и каждого человека в отдельности. Если же говорить о членах редакции журнала…

У меня – главного редактора – в прямом смысле слова изменились маршруты. Вместо Сицилии и Исландии, я везу туристов на Талабские острова. Вместо круиза по Балтийскому морю и Карла Миллеса, плыву с группой по Оке к Поленову, Марине Цветаевой и Паустовскому. Посещаю важнейшие культурные точки на карте России, связанные с именами Толстого, Тургенева, Чехова, Мамонтова…

А главный художник «АВТОБУСА» Олег Попов, перемахнув за 7-й десяток, совершил в прошлом году восхождение на Эльбрус.

Другие члены редакции по-прежнему активно пишут, рисуют… словом, никто не расслаблялся.

Что ожидает читателей «Автобуса»- 2022? Может быть, уже есть небольшой редакторский план для готовящихся номеров?

— Мы будем продолжать старые рубрики:

Рубрика «Город на ладони» — это макеты домов Петербурга, которые можно вырезать и склеить, сопровождаемые подробным рассказом об истории владельцев, архитекторов и обитателей дома.

Редакционные статьи и главные интервью будут посвящены реставраторам и хранителям. Будет интервью с Главным хранителем парков ГМЗ «Царское Село» Ольгой Филипповой, рассказ о реставраторах Русского музея и вставке в ГРМ, посвященной столетию реставрационных мастерских музея.

В рубрике «Путешествуем с главным редактором» я расскажу про Абрамцево, Поленово и другие важнейшие для русской культуры духовные центры. Слово «духовные» я использую здесь в несколько забытом ныне варианте, имея в виду более широкое и более глубокое значение этого слова, чем «церковные». Ведь Абрамцево, например, стало «тиглем» в котором синтезировалась русская культура ХХ века. Здесь родился современный оперный театр и возникли важнейшие национальные течения в русской живописи, архитектуре, музыке, скульптуре… началось возрождение русских народных промыслов, продолженное в Талашкино и десятках уездных учебных заведений по всей России.

История Петербурга наполнена тайнами и загадками. Как знаток и исследователь, поделитесь последним поразившим Вас открытием?

— Пожалуй, по-настоящему поразила монография Юрковой об Антуане Модюи. (Зоя Юркова: Архитектор Модюи: идеальная столица в проектах. Петербург императора Александра I. СПб. Крига. 2019 г.).

Все экскурсоводы Петербурга знали о Модюи только как о завистнике, писавшем кляузы на Монферрана и Росси. Глубокие исследования Зои Юрковой открыли нам совершенно другого человека, оказавшего огромное влияние на градостроительные процессы в Петербурге 1800-1825 года.

Не могу не напомнить коллегам экскурсоводам об открытии, сделанном реставраторами Петербурга в 2002 году и опубликованном в «АВТОБУСЕ» в 2003 году. До сих пор оно не слишком известно широкой публике:

Во всех путеводителях писали, что скульптурная композиция на арке Главного штаба была отчеканена из медных листов в 3,5 сантиметра толщиной. На самом деле, толщина оболочек в 30 раз меньше! 1-1,5 милиметров.

Это почти детективная история с «вынужденной аферой» и украденными деньгами. А ещё рассказ о феноменальных решениях реставраторов, спасших для нас шедевр, ставший одним из символов Петербурга.

Несколько вопросов о туризме. Каким вы видите его развитие в Петербурге с учётом всех нынешних обстоятельств?

Главное изменение – резкий переход от массового группового туризма к туризму индивидуальному. Групп будет всё меньше. По крайней мере, до окончательного завершения пандемии и улучшения мировой обстановки.

Это очень бьет по туристическим и экскурсионным фирмам, привыкшим работать с группами.

Многие экскурсоводы и вчерашние гиды это давно поняли и достаточно успешно перестроились. Пройдите по Васильевскому острову, по Петроградской и увидите множество экскурсоводов с двумя-тремя-пятью туристами или с маленькими группками.

Индивидуальные туристы, особенно молодые, хотят новых тем и новых объектов. Это значит, будут более успешными авторские индивидуальные экскурсии, модифицирующиеся для каждого нового заказчика.

Если вы это умеете, вы будете востребованы на рынке.

Некоторые из моих недавних учеников сейчас выставляют «ценник» не менее 2000 в час!

Учеников? Где Вы преподаёте?

— АП «ЭКЛЕКТИКА» более десяти лет ведет курсы экскурсоводов. У нас есть несколько разных программ:

  • Курс экскурсовода с основным классическим набором экскурсий (продолжительность 250 академических часов и Диплом установленного образца)
  • Разработка и проведение авторской экскурсии. Всего пять интенсивных занятий, две с половиной недели, и слушатель уходит с тезисами и планом своей уникальной авторской экскурсии. Некоторые выпускники не уходят, и успешно работают у нас. (Свидетельство об окончании даёт право на повышение категории при Аккредитации).

Есть еще мои курсы по архитектуре модерна, курсы Игоря Борисова по Карелии…

Если возникнет желание у коллег, можем провести курс для отдельных турфирм на их территории, в удобные для них часы.

Главный и, пожалуй, вечный туристический бренд Санкт-Петербурга — это Культурная столица. Однако, следуя мировым тенденциям, город развивает и другие направления промышленного, гастрономического и даже барного туризма. Насколько, по-Вашему, этот процесс является гармоничным?

Он является закономерным. Ибо таково требование времени. В конкуренции с другими мировыми культурными центрами на плаву остается только тот, кто ловит запросы времени или может их сам формировать! (Мне это кажется очень сложным, но тем не менее, возможным.)

В Петербург потянулись туристы, привыкшие отдыхать в европейских столицах и на Востоке. Несмотря на кризис, у них есть средства и соответствующие запросы. Начав работать с суперВИПами, я столкнулся с тем, что в Петербурге есть рестораны, в которых надо бронировать столик за месяц! Появилось много ресторанов и баров на самые разные вкусы и кошельки.

Мне кажется, приход в город Сергея Корнеева значительно изменил ситуацию с приемом в Петербурге! Зашевелились, заработали разные программы, чиновники Комитета встрепенулись и превратились в заинтересованных результатом людей. Заработала «Витрина Петербурга». Такой мощный интернет-ресурс, как «Фонтанка» стал откликаться на все туристические события и начинания. Можно продолжить этот ряд.

Обсуждаемый вопрос в последнее время — электронные визы для иностранцев. Насколько по-Вашему верно решение не открывать и даже не демонстрировать готовность открыть границы для иностранных туристов? Существует ли за рубежом спрос на поездки в Россию? Насколько правильно связывать в один узел туризм и политику?

Можно, конечно, пытаться не связывать в один узел политику и туризм, но политика сильнейшим образом влияет на всю ситуацию.

Минусы видны всем. Скажу о плюсах. Программа Кешбэк – это политическое решение, и это решение позволило остаться на плаву многим турфирмам. Все, кто успел перестроиться, кто был в состоянии справиться с техническими проблемами подключения к программе, получили мощную поддержку! Люди поехали! Им нужны положительные эмоции, нужно отключение от проблем и забот. В этом смысле мы делаем важнейшую социальную работу!

Лучшие экскурсоводы сейчас играют роль групповых психотерапевтов, открывая туристам красоты родной страны, даря им шедевры искусства и красоты природы.

Границы? Мне всегда хотелось, чтобы они были максимально прозрачными, чтобы мы узнавали о реальной жизни в других странах, а иностранцы убеждались в гостеприимстве, широте натуры россиян и постигали шедевры русской культуры.

Какие туры и экскурсии пользуются наибольшим спросом у гостей Санкт-Петербурга в 2022 году?

Прежде всего, индивидуальные! Многие ищут новые объекты (Комитет по туризму очень поддерживает сейчас развитие новых маршрутов, включение в повестку дня новых объектов.)

К сожалению, очень велико количество желающих проехаться на экскурсии «по местам силы», по объектам, где загадывают желание, поползать по крышам…

Но мы, как я говорил, можем и сами формировать спрос. Конкурс (уже второй в этом году) «Туристическая витрина Петербурга 2022» — один из шагов в эту сторону.

Ваш личный топ-5 локаций и достопримечательностей Петербурга.

Не буду называть известные всем и сразу ставшие популярными новинки.

Назову известные, но не очень популярные.

В Петербурге много садов. И каждый живет своей особенной жизнью.

В Румянцевском саду в июне и июле день за днем учащиеся художественных школ рисуют и пишут на пленэре этюды, студенты Академии художеств пишут портреты. По воскресеньям (в 14 часов) проводятся очень неплохие концерты, собирающие по несколько сотен слушателей, частично превращающихся в танцоров. Рядом есть еще совсем неизвестный жителям других районов Академический садик.

Вся набережная Лейтенанта Шмидта – прекрасная прогулочная зона с интереснейшей архитектурой и историей (по ней водят довольно много авторских экскурсий).

Музей «Русский Левша» абсолютно уникален, обладает бесценной коллекцией и регулярно проводит временные выставки, знакомящие нас с сегодняшними художниками.

Театральный музей очень изменился в последние годы и стал по-современному интерактивен и интересен.

Две локации связаны с Западным Скоростным Диаметром (едва его открыли, мы разработали специальную экскурсию по ЗСД).

  • Со стороны острова Декабристов от устья Смоленки и от гостиницы Прибалтийская открываются прекрасные виды на трассу и подвесные мосты.
  • У Газпром-Арены пространство, которое бурлит молодежью, катающейся на всём, что может катиться ? ,и людьми, всех возрастов, любующихся заливом и новой архитектурой.
  • Желаю всем удачи и интереснейших открытий дома и в поездках!

     

    0 Коммент

      Оставить комментарий

      Login

      Добро пожаловать! Вход в аккаунт

      Запомнить меняЗабыли пароль?

      Lost Password